Радиола Technics-1250N достаточно редкий и интересный экземпляр, 60-70 годов прошлого века. Чистый японец. Напряжение питания - 100В. Информации по радиоле к сожалению очень мало в интернете и вообще. Не удалось найти схему или сервисный мануал на радиолу. Также, к радиоле в комплекте шли акустические системы довольно интересные, трехполосные, но радиола пришла на ремонт без них.

Радиола представляет собой тумбу из ДСП шпонированную под дерево, внутри которой встроены - ресивер, проигрыватель виниловых пластинок, снизу в нише возможно должен еще находиться катушечный магнитофон. Акустические системы входят также в комплект радиолы. 

Внешний вид тумбы и акустических систем. 

На фото видна комплектация радиолы, включающая в себя катушечный магнитофон.

Чем интересен аппарат и какие особенности он имеет. В первую очередь интересен тем, что усилитель радиолы четырехканальный, что уже необычно для того времени и являлось тогда передовым, переключение режимов с двухканального на четырехканальный осуществляется на передней панели переключателем. Соответственно индикация режимов оповещает какой из режимов - двухканальный или четырехканальный включен. Имеется выход на наушники с отдельным регулятором громкости и вход для подключения микрофона. Разъемы уже стоят под обычный штеккер. Ресивер радиолы включает в себя также тюнер FM и AM, но он настроен на японский FM диапазон частот от 75 до 100МГц по шкале. Снаружи передняя панель ресивера металлическая, полированная, алюминиевая, добротно сделана, имеет толстый металл. Шкала настройки тюнера снаружи закрыта тонированным стеклом. Сама шкала настройки, все надписи на ней с указанием частоты, подсвечиваются красивым зеленым цветом как бы из "глубины". Стрелка шкалы установленная вертикально, отдельно подсвечивается красно-оранжевым цветом, что очень красиво смотрится в темноте. Также зеленым цветом подсвечивается стрелочный индикатор уровня настройки на диапазоны станций. Подсветка равномерная, поэтому очень красиво смотрится. 

 

 

 На фото внутри слева видны четыре платы усилителей с установленными радиаторами. Питание усилителей +- 15В. Регуляторы громкости, тембра НЧ и тембра ВЧ необычные - счетверенные, достать такие будет сложно, поэтому если один из резисторов "зашуршал", потребуется его переборка и ремонт дорожки. В данном аппарате все резисторы оказались рабочими. Конденсаторы электролитические по внешнему виду несмотря на возраст выглядят целыми, следов вытекшего электролита или вздутых конденсаторов не было. Мощность усилителей небольшая, порядка 10-15Вт на канал. Справа находится плата ФМ-АМ тракта с переменным конденсатором воздушного типа, т.е. перестройка у тюнера не на варикапах, а просто переменной емкостью, как на советских КВ-приемниках. 

К сожалению родных акустических систем не было, поэтому ресивер подключался к акустике S-30 с круглыми фазоинверторами и  шелковыми ВЧ-динамиками. Звучание с этой акустикой в целом приятное, похожее на ламповое, теплое. Бас плотный, глубина регулируется на комфортном уровне. Верха не задраны, чувствуется баланс по тональности. Звук громкий, без искажений, раскачивает S-30 по полной, до мигания светодиода перегрузки.  

Проблема сразу же обнаружилась с селектором входов, который при переключении издавал треск в динамиках, и звук вообще исчезал в одном канале, по всей видимости проблема в том, что либо стерлись контактные полоски или было загрязнение внутри контактной группы. Селектор выпаиваем и разбираем. Выпаивать надо осторожно, ломаются ножки. 

Селектор собран из пластин гетинакса и на ней нанесены полоски из металла, во всему видно, что посеребрены, протрите спиртом или раствором аммиака, а потом спиртом. Полоски не стерлись, даже следов нет. А вот круглый "барабан" из гетинакса с прямоугольными контактными пластинками-лепестками (слева) был немного изношен. Был покрыт старой смазкой, контактные пластинки подпружинены и со временем ослабли. поэтому контакт нарушался. 

 

 Контактные прямоугольные пластинки-лепестки нужно промыть спиртом от старой смазки и затем маленькой часовой  отверткой подогнуть, так чтобы находясь в "барабане",  они надежно соприкасались с контактными полосками на пластинах из гетинакса. Нужно запомнить расположение пластинок-лепестков на пластине из гетинакса как показано выше, чтобы потом правильно собрать селектор. 

 FM - тюнер в ресивере настроен на японский диапазон. Перестройка его гетеродина с подстройкой LC- входного контура и контура смесителя и сопряжения их возможна, как это делают на примере тюнера Радиотехника Т-101,  но так как отсутствует схема ресивера, на глаз это делать не стоит. Так как придется скорее всего изменять кол-во витков контура гетеродина, а изменять их там надо буквально по пол-витка и входного контура тоже, подстройкой одной лишь только емкости контуров там не обойтись. Добротность контура при этом тоже может упасть. При этом, если мы перестроили диапазон FM на европейский, то прием будет идти только в моно- режиме, хотя индикатор stereo будет работать при приеме станций, но на слух мы не будем ощущать стерео-эффекта. Необходимо устанавливать новый стереодекодер с пилот-тоном, как и в случае с перестройкой на FM тюнера Радиотехника Т-101. Некоторые так и делают, но при этом качество звука изменится. В тюнере Радиотехника Т-101 стоит хороший стереодекодер собранный на транзисторах. 

 

В связи с тем, что системы стереофонического вещания изначально создавались для использования одного передатчика, передающего сигнал на одной несущей частоте,  наибольшее распространение получили две системы, одобренных международным комитетом по радио для использования в диапазоне УКВ с частотной модуляцией. 

  • система с пилот-тоном (разработана в США, регулярное вещание с 1961 года)
  • система с полярной модуляцией (автор Л. М. Кононович, разработана в СССР, регулярное вещание с 1963 года)

Чем же отличаются эти две системы декодирования звука передаче его по УКВ? Вот выдержки из описания работы двух систем:

Системы различаются способом передачи разностного сигнала. В системе с пилот-тоном он передаётся путём амплитудной модуляции поднесущей частоты 38 кГц. Передача поднесущей частоты в исходном виде нежелательна. Это связано с тем, что при частотной модуляции максимальная девиация частоты передатчика ограничена стандартами. Поскольку амплитуда колебания поднесущей частоты превышает сумму амплитуд всех остальных составляющих спектра комплексного стереосигнала, на его передачу будет тратиться основная часть девиации. Это потребует уменьшения девиации от низкочастотной части спектра, в результате чего упадёт громкость стереофонической передачи на обычном приёмнике[5].

Для устранения этого явления в системе с пилот-тоном поднесущая частота полностью подавляется. В связи с этим, в приёмнике этот сигнал должен быть синфазно восстановлен. Для этого передаётся пилот-тон (пилот-сигнал) с частотой 19 кГц[2], который используется для синхронизации генератора с фазовой автоподстройкой частоты, либо подаётся на схему удвоения частоты[6]Продетектированный разностный сигнал в прямой и обратной полярности[en] и суммарный сигнал подаются на матрицу из резисторов, где происходит разделение левого и правого каналов.

В системе с полярной модуляцией разностный сигнал передаётся на поднесущей частоте 31,25 кГц так, что огибающая положительных полупериодов модулирована сигналом левого канала, а огибающая отрицательных — сигналом правого канала[4]. Полученный сигнал называется полярно-модулированным колебанием (ПМК). Поднесущая частота подавляется не полностью (на 14 дБ), что позволяет восстановить в приёмнике поднесущую с помощью колебательного контура с высокой добротностью[7]. Это технически проще, чем использование генератора в системе с пилот-тоном. Также использование ПМК позволяет создать декодер по упрощённой схеме, так как возможно выделить из ПМК сигналы левого и правого каналов с помощью двух диодов, включенных с разной полярностью[8]. Недостатком этого способа является неполное разделение стереоканалов[9], поэтому большинство промышленных стереодекодеров использовали схему с суммарно-разностным преобразованием сигналов в резистивной матрице[10].

Итак, теперь понятно, почему сложнее передать стереосигнал используя систему с пилот-тоном, по сравнению с полярной модуляцией. 

Мы сравнили Тюнер FM Kenwood - с системой пилот-тона и тюнер Радиотехника Т-101 с родным стереодекодером с полярной модуляцией. При этом слушать было интереснее Радиотехнику. Хотя сейчас в ЧМ-диапазоне УКВ работает только одна станция, в стерео - 105,9 или 69,8 УКВ HEART-FM. 

 Конвертер FM диапазона неплохо справляется при приеме станций, подключить его можно от источника питания усилителя через резистор, так чтобы напряжение питания было 11-12 В. Конвертер можно взять для автомагнитолы.

Фонокорректор подключается к ресиверу отдельными штеккерами снаружи, он расположен под столешницей проигрывателя. Туда же подходят провода для питания фонокорректора. 

В целом радиола интересная, Technics конца 60-70 годов, но уже достаточно продвинутая, имеет четырехканальный усилитель, хорошего качества, в основном собрана на транзисторах, есть и две микросхеме в FM-AM тракте. 

 

 

 

 

Разработка расширений Joomla