Часто при выборе звуковоспроизводящей аппаратуры возникает вопрос, что выбрать? Импортную аудиотехнику, нашу отечественную СССР, новую импортную и т.д. Как выбрать технику, чтобы не потратить деньги впустую и остаться с положительными эмоциями от ее обладания?

Почему винтаж? И что это такое? Все просто. 

В нашем современном мире темпы жизни довольно высоки. Мы не можем тратить время на какие-то детали, мелочи. У нас его попросту нет.  Поэтому, чтобы все успеть, авторы-разработчики упростили нам устройства восприятия видео и музыкальной составляющей, как называют сейчас "контента". Они применили сложные суперскалярные процессоры и микросхемы миниатюрного исполнения, чтобы объединить многие функции в одно целое. Нам предложили смартфоны в качестве устройств для прослушивания и интернет как замену носителей информации. Все в одном "флаконе". При этом качество "контента" постоянно растет. Это и видео и аудио. Оно цифровое. Причем каждый раз оно приближается к живому. Это например, качество изображения. Но вот со звуком получилось не все так гладко, как с изображением. Упростить устройства воспроизведения не получилось без потери качества и естественности музыки. Цифра и аналоговая музыка имеют существенные отличия. Главное - Цифра убивает живую и естественную составляющую звуков, синтезирует звук, выбрасывает все недостатки живого звука, при этом выхолащивая его, и он получается окрашенным, синтетическим. Слушать такой звук можно, но вы перестаете отличать его от натурального. 

Так вот винтаж дает нам шанс приблизиться к правильному звучанию. Поставьте грампластинку, включите усилитель с акустическими системами, и погрузитесь в эмоции от музыкальной фонограммы. Теплый ненавязчивый звук, тональный баланс без окраса - верный признак хорошей аппаратуры. При этом цена здесь мало влияет. Будь у вас акустическая система 10МАС-1М или Yamaha NS-1000. Более правильный звук может оказаться на стороне простой системы. 

Так сложилось, что винтажная техника 60-х 70-х 80-х и начала 90-х годов более всего отражает натуральность звучания, качество исполнения и монументальность. Чего не сказать о современной технике, основанной на маркетинге. А главное правило маркетинга - больше продать и больше получить прибыли. А чтобы больше покупали, качество необходимо снизить, разработать одноразовые устройства. 

Одним из основных способов выбрать технику - не обязательно гнаться за дорогими экземплярами. Достаточно подобрать удачные компоненты. Пусть они будут недорогими, но при этом имеют правильный звук.

В этой статье изложу советы, основанные на опыте эксплуатации, ремонтопригодности и других критериев выбора техники разных годов и производителей. Будем объективны. Отбросим все стереотипы и проведем анализ. 

1. Импортная аудиотехника. Это огромный пласт техники разных годов выпуска. Что относят к винтажу? Обычно это период с 60-х до 90-х годов прошлого века. Страны производители - чаще всего Япония, Германия, США и другие. В основном подавляющее большинство людей предпочитают приобрести именно импортный винтаж. Почему? Причины как оказывается довольно стереотипны. Импортная техника лучше, качественней, функциональней, удобней, продуманней, и т.д. По этим критериям люди отдают довольно внушительные суммы за эту технику. И что же они получают? Давайте разберемся. 

Винтажные японские усилители -  Если вы приобретаете усилители старых годов 70-80-х или ранее годами выпуска. Это обычно - Pioneer, Sansui, Yamaha, Sony, Denon и т.д. Усилители хорошие по звуку, но проблемы к сожалению у них возникают тоже часто. Несмотря на японское качество элементной базы, все-таки время берет свое. Вы можете столкнуться с проблемами коммутации кнопочных переключателей, тумблеров, различных кнопок. От времени внутри кнопок образуется коррозия, или износ, повреждение токопроводящих пластинок, пружин. Такие переключатели найти и заменить очень проблематично. Так как японцы отличаются тем, что даже в различных моделях одной и той фирмы используют разные по конструкции переключатели. Они могут быть экзотичными, расположение контактов нестандартное и другое. Остается одно - разобрать и отремонтировать старые. Шансы это сделать - 50% из 50. Будут ли работать эти переключатели в дальнейшем никакой гарантии нет. 

Электролитические конденсаторы - в японской технике они довольно надежные, но с течением времени также могут выходить из строя. 

Транзисторы выходного каскада - довольно уязвимое звено, от времени также изнашиваются. Как это проявляется? Могут работать на холостом ходу, но на мощности сразу сработает защита усилителя. Оригинальные транзисторы найти проблематично. Я уже не говорю про Китай. Там большое расхождение параметров. Есть вариант замены на комплементарные пары от Toshiba. 2SC1384 и 2SA5200. Один нюанс - они в пластиковом корпусе. Если у вас усилитель верхнего уровня, то в нем обычно стоят транзисторы в металлических корпусах и это уже проблема найти оригинал или близкую замену. 

Микросхемы и процессоры - редко выходят из строя. Но, при неисправности, например процессора управления ресивера, новый такой найти уже опять проблема.  

Переменные резисторы и регуляторы - Также изнашиваются со временем, и если они экзотические по конструкции, достать такие в оригинале нельзя. 

Реле, микрореле и другие коммутирующие микроэлементы. В моем случае микрореле вышло из строя в усилителе Sansui, оно включало индикатор уровня. Он не работал. Такого реле не достать уже. 

Индикаторы уровней сигнала  -  они вакуумлюминисцентные и микросхемы их управляющие - тоже практически индивидуальные для каждой модели. Могут выцветать и не работать. 

По усилителям основные недочеты все. Покупать их можно, но при возникновении неисправностей выше, они могут превратиться в мертвый груз у вас на столе. Или их качество изменится не в лучшую сторону. Можно сказать об "одноразовости" такой технике.

Тоже касается акустических систем японского производства, так и других стран. Японцы любят применять весьма сложные технологические решения для динамиков СЧ и ВЧ звена, зачастую они произведены из редких материалов для более детального и точного воспроизведения звука. Это - бериллий, сапфировое напыление, многослойные диффузоры, вспененный металл, карбон, кевлар и т.д. Заменить можно только динамик целиком. Ремонт такого динамика маловероятен. На НЧ динамике еще можно как-то заменить подвес, но параметры динамика при этом изменятся. Поэтому если в акустической системе вышел из строя динамик, то вы столкнетесь с проблемой его замены. 

Виниловые проигрыватели, CD-проигрыватели, кассетные магнитофоны и катушечные магнитофоны, CD-плееры японского производства и другие импортные - Те же проблемы, что и выше. Плюс в них используется зачастую автоматика управления  на сложных микросхемах и процессорах. При выходе их из строя, также найти их сложно. 

Всевозможные датчики Холла, головки воспроизведения и записи, лазерные излучатели и другие  - возможно найти замену, но опять же оригинал сложнее. 

Механика - подшипники и двигатели, элементы приводов - придется искать или снимать с других доноров.

Пассики - единственное, что можно заменить без проблем поиска. 

Вывод опять - пока работает, вы наслаждаетесь, как только что-либо вышло из строя, превращается в ящик. 

Брать или не брать - вопрос ваш.

Общий вывод из всего многообразия импортной технике 70-80 и 90-х годов - работает до первой серьезной поломки. Потом или ее разобрать на запчасти, или продать как есть.

2. Импортная современная техника -  В большинстве своем китайского производства. Все известные бренды сейчас - это Китай. К тому же, они все используют цифровые способы управления, компьютеризирована. А это указывает нам на "одноразовость" их при ремонте и эксплуатации. 

 3. Советская техника  - Сейчас найти ее в отличном состоянии довольно редко, можно где-то по объявлениям, интернете. Что представляет собой советская винтажная техника? Есть как удачные модели, так и неудачные экземпляры. Это встречается и у импортных производителей. Какой огромный плюс у отечественной технике? Это ее ремонтопригодность и способность восстановить при серьезных поломках. 

Сейчас и раньше полно статей по улучшению техники СССР. Почему-то все пытаются "улучшать" акустические системы. Считаю, что делать этого не следует. Акустику очень сложно настраивать и в домашних условиях ее улучшить невозможно. Можно в крайнем случае только заменить динамики на такие же, если они вышли из строя. Сейчас нетронутых "улучшателями" акустических систем СССР почти не осталось. И оценить тот самый звук, что был задуман авторами становится все труднее. В интернете также полно плохих мнений и откликов о нашей акустики. В основном это те, кто перешел на импорт, отдали кучу денег и теперь идолопреклоняются перед ними. Считаю их доводы все необоснованными и ничем не подкрепленными. Якобы, все что было разработано в СССР - это сплошной брак, стремление выполнить план и т.д. Это всего лишь мнения людей, а мнений много. Но были ГОСТы, были свои разработки, на материалах не экономили. Да и сейчас время советского Hi-Fi ушло. Большинство акустических систем и компонентов уже настолько изношены и "улучшены", что не имеют никакого отношения к качеству. 

Можно подобрать себе удачные по надежности и параметрам экземпляры, они также будут довольно высокого уровня по звуку. 

Мой список наиболее удачной техники производства СССР:

1. Усилители - Одиссей - 010 - стерео, Корвет - 048, Радиотехника У-101, Бриг-001, Прибой 50УМ-204С, Электроника Б1-01.

2. Акустические системы35АС-208 Корвет (Океанприбор), 35АС-1 Радиотехника,  35АС-018 Амфитон (Ивано-Франковск), 35АС-015 Электроника, 50АС-106 Вега, Радиотехника S-30, S-90, S-70, 10МАС-1М, 15АС-204, 15АС-109, 25АС-309, 15АС-222, 25АС-302, 25АС-311.

3. Электропроигрыватели - Электроники - 030, 017, Б1-01, Арктур - 006, Орфей 103. 

4. Кассетные Магнитофоны со встроенными усилителями - Нота - 225, Маяк - 240-С1.

5. Катушечные магнитофоны с усилителями - Маяк- 203, 205, Союз - 110 стерео, Астра -110 - стерео.